В рамках рубрики «Изменения законодательства» Управление Росреестра по Челябинской области информирует, что 30 сентября 2022 года вступает в силу Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.05.2022 № П/0192 "Об особенностях осуществления лицензирования геодезической и картографической деятельности в 2022 году".

В настоящее время прием заявлений о предоставлении лицензий (внесении изменений в реестр лицензий) соискателей лицензии (лицензиатов) осуществляется в форме электронных документов посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Приказом установлено, что в 2022 году юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы по установлению и изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории без лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.

Более подробно с документом можно ознакомиться портале правовой информации.

 

Управление Росреестра по Челябинской области продолжает серию разъяснительных материалов в рамках рубрики «вопрос-ответ». На этот раз мы расскажем, возможна ли продажа объекта недвижимости без земельного участка, принадлежащего продавцу по договору аренды.

Комментирует начальник отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере Юлия Коваленко:

Продажа объекта недвижимости без земельного участка, принадлежащего продавцу на праве аренды, не будет являться основанием для приостановления государственной регистрации.

Законодательством установлен принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. При переходе права собственности на объект недвижимости к покупателю переходит также право собственности на принадлежащий продавцу земельный участок, занятый таким домом и необходимый для его использования (пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, ст. 273, п. 2 ст. 552 Гражданского кодекса РФ).

В случае, если продавцу жилого дома принадлежит земельный участок на праве аренды (пользования), то покупатель объекта недвижимости в силу закона приобретает право пользования земельным участком на тех же условиях, на которых им пользовался продавец (арендатор) (п.п. 2 ст. 271, п.п. 1, 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ; п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ).

В указанном случае договор аренды не прекращает своего действия. Права и обязанности по нему с момента государственной регистрации прав на объект недвижимости переходят к покупателю объекта (п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 № 73).

 

Управление Росреестра по Челябинской области сообщает, что по состоянию на 14 октября 2022 года в сервисе «Земля для стройки» на Публичной кадастровой карте (pkk.rosreestr.ru) содержатся сведения о 849 земельных участках, доступных для застройки.

По состоянию на 1 октября 2022 года на территории Челябинской области выявлено участков и территорий: для индивидуального жилищного строительства – 2341, общей площадью более 3202 га; для строительства многоквартирных домов – 290, площадью более 955 га.

Из количества ранее выявленных земельных участков и территорий в рамках реализации проекта «Земля для стройки» по состоянию на 1 октября вовлечено в хозяйственный оборот 154 земельных участка для индивидуального жилищного строительства, общей площадью более 99 га, а также 20 земельных участков и территорий для строительства многоквартирных домов, общей площадью более 36 га.

Напомним, проект Росреестра «Земля для стройки» реализуется в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда» и направлен на вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков, пригодных для жилищного строительства.

 

На прошедшей неделе Управление Росреестра по Челябинской области и региональная Кадастровая палата провели традиционный марафон горячих линий по вопросам определения и актуализации сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Эксперты приняли большое количество звонков по обозначенной теме. Консультируя по телефону на протяжении трех дней, они помогали разбираться гражданам и юридическим лицам со спорными ситуациями в части установления кадастровой стоимости недвижимости и разъясняли действующий порядок её оспаривания. Приводим ответы на семь наиболее популярных вопросов, которые можно выделить из общей массы обращений.

Вопрос 1. В отношении каких объектов недвижимости проводится государственная оценка в 2022 году? С какой даты будет применятся кадастровая стоимость?

Ответ: В 2022 году на всей территории Российской Федерации, в том числе в Челябинской области, проводится государственная кадастровая оценка земельных участков всех категорий, сведения о которых содержались в государственном реестре по состоянию на 01.01.2022 независимо от того, когда проводилась последняя оценка, т.е. без учета ограничений периодичности поведения оценочных работ.

Кадастровая стоимость, определенная в рамках проведения государственной оценки, будет применяется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, т. е. с 01.01.2023 года.

Вопрос 2. Какие оценщики проводят переоценку земельных участков?

Ответ: С целью проведения работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории нашего субъекта в 2017 году создано областное государственное бюджетное учреждение «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» (бюджетное учреждение).

Начиная с 2017 года, кадастровая стоимость определяется не независимыми оценщиками, как это было раньше, а бюджетным учреждением по единой методике, разработанной для всех объектов недвижимости.

Вопрос 3. Ставлю недвижимость на кадастровый учёт, а кадастровая стоимость отсутствует. Почему?

Ответ: На территории Челябинской области проведена государственная кадастровая оценка всех видов объектов недвижимости в соответствии с порядком, установленным Законом (Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ). Определением кадастровой стоимости занимается ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» (бюджетное учреждение). В Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведения о кадастровой стоимости вносятся после представления результатов её определения бюджетным учреждением. Сроки определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленные законодательством, превышают сроки проведения государственного кадастрового учета. Поэтому сведения о кадастровой стоимости объекта на момент постановки на кадастровый учёт могут отсутствовать в ЕГРН.

Вопрос 4. Как применяется кадастровая стоимость, оспоренная в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде?

Ответ: Дата начала применения кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной в размере рыночной, зависит от того, в соответствии с каким законом была определена оспариваемая стоимость. Если в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», то со дня начала применения оспариваемой кадастровой стоимости. Если в соответствии с законодательством, то с 1 января года, в котором в суд или в Комиссию подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН оспариваемой стоимости. Таким образом, при оспаривании кадастровой стоимости в рамках дата применения зависит от года подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а также от даты внесения в ЕГРН сведений об оспариваемой стоимости.

Вопрос 5. Где можно ознакомиться с результатами оценки до утверждения результатов?

Ответ: С предварительным отчетом, составленным бюджетным учреждением по результатам определения кадастровой стоимости можно будет ознакомиться в фонде данных государственной кадастровой оценки на сайте Росреестра, который размещается сроком на 30 календарных дней.

До утверждения результатов у правообладателей существует возможность в течение указанного срока направить в бюджетное учреждение замечания к проекту отчета, которые наряду с изложением его сути должно содержать:

1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к проекту отчета;

2) кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к проекту отчета, если замечание относится к конкретному объекту недвижимости;

3) указание на номера страниц (разделов) проекта отчета, к которым представляется замечание (при необходимости).

Заявителем могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также иные документы, содержащие сведения о характеристиках объектов недвижимости, которые не были учтены при определении их кадастровой стоимости.

По итогам рассмотрения замечаний бюджетное учреждение может учесть представленные замечания и пересчитать кадастровую стоимость объекта недвижимости.

Бюджетное учреждение также обязано проверить, применимо ли такое замечание к иным объектам недвижимости (например, соседним, смежным, однотипным), в отношении которых может быть проведен аналогичный пересчет кадастровой стоимости, и при необходимости пересчитать ее.

Вопрос 6. Почему в 2022 году изменилась кадастровая стоимость моей недвижимости (квартиры и гаража)?

Ответ: В 2021 году на территории Челябинской области проведена госкадоценка объектов капитального строительства. Результаты её проведения утверждены приказом Министерства имущества Челябинской области от 09.11.2021 №180-П. Сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства, утвержденные данным приказом, подлежат применению для целей законодательства РФ с 1 января 2022 года.

Вопрос 7. Если правообладатель не согласен с размером кадастровой стоимости после ее утверждения, где и как можно будет ее пересмотреть?

Ответ: После утверждения результатов госкадоценки любое лицо также вправе обратиться в бюджетное учреждение за предоставлением разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.

В случае выявления в ходе рассмотрения обращения о предоставлении разъяснений ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, такие ошибки подлежат исправлению по решению бюджетного учреждения.

При этом в случае исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, допускается изменение кадастровой стоимости, определенной после исправления таких ошибок, только в сторону уменьшения.

Также, начиная с 01.01.2023 правообладатели объектов недвижимости будут иметь возможность установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости   в бюджетном учреждении на основании заявления и отчета об оценке, составленного в форме электронного документа.

 

Управление Росреестра по Челябинской области оперативно осуществляет государственный кадастровый учет в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе многоквартирных жилых домов. Так, за 7 месяцев 2022 года на кадастровый учет поставлено 67 новых многоквартирных домов, возведенных на Южном Урале.

Заявления о постановке на кадастровый учет многоквартирных жилых домов (МКД) и соответственно всех имеющихся в них жилых и нежилых помещений (в том числе составляющих общее имущество, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест) подают в Управление Росреестра органы, выдающие разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Это администрации муниципальных образований или органы государственной власти. В течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о вводе в эксплуатацию они направляют в электронном виде все необходимые документы, в том числе в регистрирующий орган поступает технический план МКД.

Если при проведении правовой экспертизы государственный регистратор выявляет замечания, то в целях недопущения отказов и приостановок при осуществлении кадастрового учета МКД и дальнейшей регистрации прав на квартиры и нежилые помещения он оперативно связывается с представителем администрации и кадастровым инженером, осуществлявшим кадастровые работы в отношении конкретного объекта недвижимости.

При отсутствии замечаний постановка на кадастровый учет МКД проводится в соответствии с установленным законом сроком – 5 рабочих дней, в Челябинской области этот срок уже сейчас более чем в 2 раза меньше. В соответствии с реализацией мероприятий по снижению сроков осуществления учетно-регистрационных действий, в том числе в отношении МКД, региональный Росреестра стремится к сроку в 1 рабочий день.

Подкатегории

Страница 5 из 22