Управление Росреестра по Челябинской области продолжает серию разъяснительных материалов в рамках рубрики «вопрос-ответ». На этот раз мы расскажем, возможна ли продажа объекта недвижимости без земельного участка, принадлежащего продавцу по договору аренды.

Комментирует начальник отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере Юлия Коваленко:

Продажа объекта недвижимости без земельного участка, принадлежащего продавцу на праве аренды, не будет являться основанием для приостановления государственной регистрации.

Законодательством установлен принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. При переходе права собственности на объект недвижимости к покупателю переходит также право собственности на принадлежащий продавцу земельный участок, занятый таким домом и необходимый для его использования (пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, ст. 273, п. 2 ст. 552 Гражданского кодекса РФ).

В случае, если продавцу жилого дома принадлежит земельный участок на праве аренды (пользования), то покупатель объекта недвижимости в силу закона приобретает право пользования земельным участком на тех же условиях, на которых им пользовался продавец (арендатор) (п.п. 2 ст. 271, п.п. 1, 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ; п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ).

В указанном случае договор аренды не прекращает своего действия. Права и обязанности по нему с момента государственной регистрации прав на объект недвижимости переходят к покупателю объекта (п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 № 73).

 

Управление Росреестра по Челябинской области сообщает, что по состоянию на 14 октября 2022 года в сервисе «Земля для стройки» на Публичной кадастровой карте (pkk.rosreestr.ru) содержатся сведения о 849 земельных участках, доступных для застройки.

По состоянию на 1 октября 2022 года на территории Челябинской области выявлено участков и территорий: для индивидуального жилищного строительства – 2341, общей площадью более 3202 га; для строительства многоквартирных домов – 290, площадью более 955 га.

Из количества ранее выявленных земельных участков и территорий в рамках реализации проекта «Земля для стройки» по состоянию на 1 октября вовлечено в хозяйственный оборот 154 земельных участка для индивидуального жилищного строительства, общей площадью более 99 га, а также 20 земельных участков и территорий для строительства многоквартирных домов, общей площадью более 36 га.

Напомним, проект Росреестра «Земля для стройки» реализуется в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда» и направлен на вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков, пригодных для жилищного строительства.

 

На прошедшей неделе Управление Росреестра по Челябинской области и региональная Кадастровая палата провели традиционный марафон горячих линий по вопросам определения и актуализации сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Эксперты приняли большое количество звонков по обозначенной теме. Консультируя по телефону на протяжении трех дней, они помогали разбираться гражданам и юридическим лицам со спорными ситуациями в части установления кадастровой стоимости недвижимости и разъясняли действующий порядок её оспаривания. Приводим ответы на семь наиболее популярных вопросов, которые можно выделить из общей массы обращений.

Вопрос 1. В отношении каких объектов недвижимости проводится государственная оценка в 2022 году? С какой даты будет применятся кадастровая стоимость?

Ответ: В 2022 году на всей территории Российской Федерации, в том числе в Челябинской области, проводится государственная кадастровая оценка земельных участков всех категорий, сведения о которых содержались в государственном реестре по состоянию на 01.01.2022 независимо от того, когда проводилась последняя оценка, т.е. без учета ограничений периодичности поведения оценочных работ.

Кадастровая стоимость, определенная в рамках проведения государственной оценки, будет применяется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, т. е. с 01.01.2023 года.

Вопрос 2. Какие оценщики проводят переоценку земельных участков?

Ответ: С целью проведения работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории нашего субъекта в 2017 году создано областное государственное бюджетное учреждение «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» (бюджетное учреждение).

Начиная с 2017 года, кадастровая стоимость определяется не независимыми оценщиками, как это было раньше, а бюджетным учреждением по единой методике, разработанной для всех объектов недвижимости.

Вопрос 3. Ставлю недвижимость на кадастровый учёт, а кадастровая стоимость отсутствует. Почему?

Ответ: На территории Челябинской области проведена государственная кадастровая оценка всех видов объектов недвижимости в соответствии с порядком, установленным Законом (Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ). Определением кадастровой стоимости занимается ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» (бюджетное учреждение). В Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведения о кадастровой стоимости вносятся после представления результатов её определения бюджетным учреждением. Сроки определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленные законодательством, превышают сроки проведения государственного кадастрового учета. Поэтому сведения о кадастровой стоимости объекта на момент постановки на кадастровый учёт могут отсутствовать в ЕГРН.

Вопрос 4. Как применяется кадастровая стоимость, оспоренная в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде?

Ответ: Дата начала применения кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной в размере рыночной, зависит от того, в соответствии с каким законом была определена оспариваемая стоимость. Если в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», то со дня начала применения оспариваемой кадастровой стоимости. Если в соответствии с законодательством, то с 1 января года, в котором в суд или в Комиссию подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН оспариваемой стоимости. Таким образом, при оспаривании кадастровой стоимости в рамках дата применения зависит от года подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а также от даты внесения в ЕГРН сведений об оспариваемой стоимости.

Вопрос 5. Где можно ознакомиться с результатами оценки до утверждения результатов?

Ответ: С предварительным отчетом, составленным бюджетным учреждением по результатам определения кадастровой стоимости можно будет ознакомиться в фонде данных государственной кадастровой оценки на сайте Росреестра, который размещается сроком на 30 календарных дней.

До утверждения результатов у правообладателей существует возможность в течение указанного срока направить в бюджетное учреждение замечания к проекту отчета, которые наряду с изложением его сути должно содержать:

1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к проекту отчета;

2) кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к проекту отчета, если замечание относится к конкретному объекту недвижимости;

3) указание на номера страниц (разделов) проекта отчета, к которым представляется замечание (при необходимости).

Заявителем могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также иные документы, содержащие сведения о характеристиках объектов недвижимости, которые не были учтены при определении их кадастровой стоимости.

По итогам рассмотрения замечаний бюджетное учреждение может учесть представленные замечания и пересчитать кадастровую стоимость объекта недвижимости.

Бюджетное учреждение также обязано проверить, применимо ли такое замечание к иным объектам недвижимости (например, соседним, смежным, однотипным), в отношении которых может быть проведен аналогичный пересчет кадастровой стоимости, и при необходимости пересчитать ее.

Вопрос 6. Почему в 2022 году изменилась кадастровая стоимость моей недвижимости (квартиры и гаража)?

Ответ: В 2021 году на территории Челябинской области проведена госкадоценка объектов капитального строительства. Результаты её проведения утверждены приказом Министерства имущества Челябинской области от 09.11.2021 №180-П. Сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства, утвержденные данным приказом, подлежат применению для целей законодательства РФ с 1 января 2022 года.

Вопрос 7. Если правообладатель не согласен с размером кадастровой стоимости после ее утверждения, где и как можно будет ее пересмотреть?

Ответ: После утверждения результатов госкадоценки любое лицо также вправе обратиться в бюджетное учреждение за предоставлением разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.

В случае выявления в ходе рассмотрения обращения о предоставлении разъяснений ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, такие ошибки подлежат исправлению по решению бюджетного учреждения.

При этом в случае исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, допускается изменение кадастровой стоимости, определенной после исправления таких ошибок, только в сторону уменьшения.

Также, начиная с 01.01.2023 правообладатели объектов недвижимости будут иметь возможность установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости   в бюджетном учреждении на основании заявления и отчета об оценке, составленного в форме электронного документа.

 

Управление Росреестра по Челябинской области оперативно осуществляет государственный кадастровый учет в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе многоквартирных жилых домов. Так, за 7 месяцев 2022 года на кадастровый учет поставлено 67 новых многоквартирных домов, возведенных на Южном Урале.

Заявления о постановке на кадастровый учет многоквартирных жилых домов (МКД) и соответственно всех имеющихся в них жилых и нежилых помещений (в том числе составляющих общее имущество, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест) подают в Управление Росреестра органы, выдающие разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Это администрации муниципальных образований или органы государственной власти. В течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о вводе в эксплуатацию они направляют в электронном виде все необходимые документы, в том числе в регистрирующий орган поступает технический план МКД.

Если при проведении правовой экспертизы государственный регистратор выявляет замечания, то в целях недопущения отказов и приостановок при осуществлении кадастрового учета МКД и дальнейшей регистрации прав на квартиры и нежилые помещения он оперативно связывается с представителем администрации и кадастровым инженером, осуществлявшим кадастровые работы в отношении конкретного объекта недвижимости.

При отсутствии замечаний постановка на кадастровый учет МКД проводится в соответствии с установленным законом сроком – 5 рабочих дней, в Челябинской области этот срок уже сейчас более чем в 2 раза меньше. В соответствии с реализацией мероприятий по снижению сроков осуществления учетно-регистрационных действий, в том числе в отношении МКД, региональный Росреестра стремится к сроку в 1 рабочий день.

 

В Челябинской области продолжается проведение комплексных кадастровых работ (ККР), то есть работ, проводимых одновременно в отношении всех, расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов, объектов недвижимости. ККР выполняются для уточнения местоположения границ земельных участков, для установления или уточнения местоположения на участках зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства.

На Южном Урале ККР осуществляются с 2018 года. На 2022 год запланировано проведение ККР в отношении 87 кадастровых кварталов в 18 муниципальных районах Челябинской области, среди которых Брединский, Еманжелинский, Каслинский, Нагайбакский и Чесменский муниципальные районы, Верхнеуфалейский, Златоустовский, Магнитогорский, Троицкий, Чебаркульский и Челябинский городские округа. В большей части ККР проводятся на территории садоводческих некоммерческих товариществ. По результатам проведения ККР в 2022 году за счет средств федерального и областного бюджета планируется уточнить границы около 12 тыс. земельных участков.

«Проведение комплексных кадастровых работ, при которых одновременно уточняется большая группа смежных земельных участков и снижается вероятность появления реестровых ошибок в ЕГРН, имеет исключительное значение, в том числе для инвестиционной привлекательности региона, так как в результате происходит наполнение реестра недвижимости актуальными сведениями», – отмечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Марина Воронина.

По состоянию на 1 августа 2022 года в ЕГРН внесены результаты проведения ККР в отношении 9 кадастровых кварталов: по 2 квартала в Красноармейском муниципальном районе и Кыштымском городском округе, по 1 кварталу в Катав-Ивановском, Верхнеуральском и Кунашакском муниципальном районах, в Копейском и Южноуральском городских округах.

«Благодаря ККР на территории Челябинской области Единый государственный реестр недвижимости наполняется сведениями о границах ранее учтенных земельных участков и объектах капитального строительства на таких участках, исправляются реестровые ошибки, что является одной из задач в рамках реализации госпрограммы «Национальная система пространственных данных», которой в настоящее время уделяется особое внимание», – комментирует начальник отдела обеспечения ведения ЕГРН Кадастровой палаты по Челябинской области Юлия Кирич.

Подкатегории

Страница 5 из 22