Подать документы на регистрацию перехода права собственности дистанционно, без разрешения собственника, стало невозможно.

С 13 августа граждане получили возможность в заявительном порядке внести в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) запись о возможности регистрации перехода права собственности на принадлежащую им недвижимость на основании заявления в электронном виде, заверенного ЭП. При отсутствии такой записи в ЕГРН провести сделку дистанционно стало невозможно.

«Иными словами, если гражданин считает возможным проведение сделок с находящейся у него в собственности недвижимостью в электронной форме с использованием ЭП, он может подать в орган регистрации прав соответствующее заявление на бумажном носителе, то есть выразить свое согласие в «традиционной» форме. Тогда в ЕГРН будет внесена специальная отметка. В противном случае документы о регистрации перехода права собственности, например, в результате купли-продажи объекта недвижимости, поданные в электронном виде и заверенные ЭП, будут возвращены без рассмотрения», – говорит замглавы Федеральной кадастровой палаты Павел Чащин.

Заявление о возможности проведения регистрационных действий на основании электронных документов, заверенных ЭП, можно подать как в отношении всех принадлежащих физическому лицу объектов недвижимости, так и в отношении любого из них по отдельности. После подачи гражданином заявления в ЕГРН вносится соответствующая запись в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Как отмечает замглавы Кадастровой палаты, ранее, с 2013 года, чтобы обезопасить имущество, собственники могли подать заявление о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода или прекращения права собственности на принадлежащие им объекты недвижимости без их личного участия. В таком случае даже при наличии у третьих лиц нотариально заверенной доверенности на совершение вышеуказанных действий, данная запись служила основанием для возврата заявления на совершение сделки без рассмотрения. «Не все граждане знали о подобной возможности, поэтому обратный порядок, то есть разрешение проведения сделок с использованием ЭП, позволит минимизировать риски совершения мошеннических операций с недвижимостью», – говорит Чащин.

В то же время есть в новом законе и исключения: в случаях, если используемая при оформлении сделок с недвижимостью ЭП выдана удостоверяющим центром (УЦ) Федеральной кадастровой палаты и если сделка проводится с участием нотариусов или органов власти, которые взаимодействуют с Росреестром в электронном виде, наличие особой отметки в ЕГРН не является обязательным. Также действие нового закона не распространяется на цифровую ипотеку. «Таким образом сохраняется возможность электронной подачи сведений от кредитных организаций, где не требуется личное участие гражданина. С одной стороны, закон минимизирует риски мошенничества и защищает собственников объектов недвижимости, с другой – учитывает уже существующие механизмы цифровизации рынка», – отмечает замглавы Кадастровой палаты.

Один из пунктов закона вступит в силу несколько позже: спустя 90 дней с момента его официального опубликования. Он регламентирует порядок погашения ранее внесенной в ЕГРН записи о возможности регистрации права собственности на основании электронных документов. Убрать ее можно будет также в заявительном порядке по желанию собственника или по решению суда.

Напомним, ФЗ № 286 о внесении изменений в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» подписал Президент РФ Владимир Путин 2 августа 2019 года. Закон вступит в силу спустя десять дней с момента его опубликования. Внести поправки в действующее законодательство потребовалось в связи с появлением в России нового вида мошенничества с недвижимостью: злоумышленники использовали возможность дистанционной подачи документов для регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости с помощью поддельных ЭП, созданных на имена их владельцев. Автором пакета поправок стал председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Согласно действующему законодательству, выдача сертификатов ЭП для получения государственных услуг осуществляется аккредитованными УЦ в соответствии с ФЗ № 63 «Об электронной подписи». Всего в России насчитывается около 500 государственных и коммерческих аккредитованных УЦ, аккредитованных Минкомсвязи и создающих сертификаты ЭП. Федеральная кадастровая палата в связи с появлением случаев мошенничества с использованием ЭП считает также необходимым усиление контроля за деятельностью аккредитованных УЦ и повышение их ответственности за создание и выдачу сертификатов ЭП, которые могут быть использованы для получения государственных услуг в электронном виде, в том числе для проведения действий с недвижимостью.

Помимо этого, сейчас разрабатываются предложения по доработке дополнительных механизмов аутентификации заявителей при получении электронных госуслуг. В частности, речь идет о биометрической идентификации граждан по лицу и голосу. Такие инструменты позволят дополнительно защитить граждан от потенциальных рисков мошенничества.

Справочно:

Федеральная кадастровая палата (ФКП) – оператор Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН).

Кадастровая палата работает в сфере кадастрового учета, регистрации прав собственности и сделок с недвижимостью, оказывает связанные с этим услуги населению и бизнесу в каждом регионе России. С 2009 года находится в ведении Росреестра.

Федеральная кадастровая палата предоставляет сведения из ЕГРН, принимает заявления о кадастровом учете и (или) регистрации прав, вносит сведения о границах субъектов РФ, муниципальных образований и населенных пунктов, зон с особыми условиями использования территории, объектов культурного наследия и других объектов в ЕГРН.

В 2019 году Кадастровой палатой запущен проект по реинжинирингу существующих электронных сервисов предоставления госуслуг для физических и юридических лиц. Также, согласно плану трансформации учреждения, на базе ФКП будет создан Аналитический центр для участников рынка недвижимости и бизнес-сообщества.

 

 

6 августа 2019 года в Кадастровой палате по Челябинской области прошла горячая линия по вопросам получения электронной подписи, сферу применения и стоимости услуги.

Специалисты отдела информационных технологий принимали звонки и отвечали на вопросы от жителей региона.

Анатолий, г. Челябинск: разъясните порядок получения электронной подписи для физического лица?

Для того, чтобы получить сертификат усиленной электронной подписи, в первую очередь необходимо сформировать заявку на сайте Удостоверяющего центра Кадастровой палаты https://uc.kadastr.ru/. После этого оплатить услугу и посетить любой офис Кадастровой палаты для удостоверения личности и предоставления пакета документов.

После изготовления, сертификат будет доступен для скачивания в Личном кабинете на сайте Удостоверяющего центра.

Артем, г. Сатка: где еще, кроме сайта Росреестра можно использовать электронную подпись?

           Кроме официального сайта Росрестра (rosreestr.ru) электронная подпись, полученная на базе Удостоверяющего центра Кадастровой палаты, может быть использована при получении услуг других ведомств, таких как: электронное правительство (ЕСИА, Портал государственных и муниципальных услуг), Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по интеллектуальной собственности и других, а также при работе с некоторыми информационными системами: ГИС ЖКХ, ГАС «Правосудие», «Мой Арбитр» и некоторыми другими.

         Елена, г. Златоуст: какова стоимость электронной подписи и срок ее действия?

           Стоимость услуги по созданию и выдаче сертификата электронной подписи в электронном виде составляет 700 рублей. Срок действия сертификата – 15 месяцев.

Кадастровая палата напоминает, при возникновении вопросов, касающихся порядка получения электронной    подписи и работы Удостоверяющего центра ведомства можно обратиться по телефону: 8 (351) 728-75-00 (дополнительный номер – 2299).

 

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о продлении «дачной амнистии». Упрощенный порядок оформления прав собственности на дачную недвижимость будет действовать до 1 марта 2021 года. Эксперты Федеральной кадастровой палаты разъяснили порядок оформления при новой «дачной амнистии».

Амнистия будет действовать до 1 марта 2021 года, до этого времени граждане смогут в упрощенном порядке провести оформление в собственность загородной недвижимости. Кроме того, закон продлевает до 1 марта 2022 года срок льготного бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в публичной собственности, для членов садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ (СНТ).

«Ранее действие дачной амнистии распространялось на объекты недвижимости, в том числе, расположенные на земельных участках под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), ведение личного подсобного хозяйства. Новая норма – затрагивает только дачников и те объекты, которые построены на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства», - рассказывает эксперт Федеральной кадастровой палаты Надежда Лещенко.

Обладатели правоустанавливающих документов на земельные участки для садоводства смогут оформить в собственность дома или строения на основании технического плана здания. Необходимым документом для его подготовки является декларация, составленная правообладателем объекта недвижимости. «Для оформления собственности таких объектов владельцу достаточно сначала обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технического плана, а после – предоставить лично в МФЦ, посредством почтового отправления или в электронном виде пакет документов с заявлением о кадастровом учете и регистрации прав», - говорит эксперт Федеральной кадастровой палаты Надежда Лещенко.

Что касается объектов недвижимости, расположенных на землях под ИЖС, для них сохраняется действующий порядок: оформление прав проводится при соблюдении уведомительного порядка, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ. В данном случае владельцу потребуется направить в администрацию субъекта РФ уведомление о планируемом строительстве, в том числе, описание параметров объекта недвижимости. После - уведомление об окончании строительства с приложением, в том числе, технического плана здания.

Оформление права собственности возможно только после получения застройщиком уведомления о соответствии построенного объекта заявленным характеристикам. «Так, например, если владелец заявлял о планируемом строительстве двухэтажного дома, а построил трехэтажный – администрация субъекта выдаст уведомление о несоответствии параметров объекта заявленным. В таком случае, оформление собственности будет невозможным», - говорит эксперт.

Законопроект также вносит ряд поправок в отношении норм и правил определения цен на кадастровые работы. Так, для предотвращения неоправданного завышения цен, субъекты РФ на бессрочной основе наделяются правом устанавливать предельные расценки на услуги кадастровых инженеров. Эта поправка касается земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и гаражного строительства, а также расположенных на них объектов недвижимости. Кроме того, продлевается срок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, в том числе земель общего пользования, в собственность членам

 

Кадастровая палата по Челябинской области напоминает жителям региона о необходимости своевременного получения документов, подготовленных по результатам оказания государственных услуг в сфере кадастрового учета и (или) регистрации прав собственности.

Документы, подготовленные по результатам оказания государственных услуг и не полученные заявителями в течение 30 календарных дней с момента поступления для выдачи в МФЦ, считаются невостребованными. С января 2017 года полномочиями по хранению и выдаче невостребованных документов наделена Кадастровая палата.

Жители Челябинской области, не успевшие по каким-либо причинам получить готовые документы в МФЦ, могут забрать их в офисах Кадастровой палаты по Челябинской области (с их перечнем можно ознакомиться на официальном сайте: kadastr.ru – раздел Деятельность – Сведения из ЕГРН – Регистрация прав и кадастровый учет – Документы). Адрес офиса в Челябинске: ул. Шоссе Металлургов, 35б.

Дополнительную информацию о порядке хранения невостребованных документов, о способах и сроках их получения, а также о возможности платной курьерской доставки готовых документов по удобному адресу и в удобное время предоставят по телефону Единой справочной службы региональной Кадастровой палаты: 8 (351) 728-75-00 (пункт 2 интерактивного меню – консультации по государственным услугам, пункт 3 – консультации по платным услугам).

 

13 августа 2019 года вступил в законную силу Федеральный закон, которым будет руководствоваться Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области при регистрации электронных сделок с недвижимостью.

С сегодняшнего дня южноуральцы для того, чтобы провести сделку с недвижимостью с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, должны в соответствии с новым Федеральным законом подать заявление в Управление Росреестра по Челябинской области на бумажном носителе. Регистрирующий орган проставит специальную отметку в   Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) на основании подобного заявления от собственника. При его отсутствии государственная регистрация перехода прав на основании электронного пакета документов не осуществима, документы будут возвращены без рассмотрения. Заявление о возможности проведения регистрационных действий на основании электронных документов, заверенных электронной подписью, можно подать как в отношении всех принадлежащих физическому лицу объектов недвижимости, так и в отношении любого из них по отдельности

Указанный порядок установлен Федеральным законом от 02.08.2019 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Его необходимость была вызвана в связи с появлением в России случая, когда мошенники зарегистрировали переход права собственности на объект недвижимости с помощью поддельной электронной подписи, созданной на имя его владельца.

Необходимо отметить, что закон предусматривает ряд случаев, когда для проведения сделок с недвижимостью в электронном виде не будет требоваться специальная отметка в ЕГРН, сделанная на основании заявления собственника недвижимости. Это касается случаев, если электронная подпись выдана Федеральной кадастровой палатой Росреестра, если сделки совершаются с участием нотариусов и органов власти, которые взаимодействуют с Росреестром в электронном виде. Закон также сохраняет все возможности подачи электронных пакетов от кредитных организаций без внесения в реестр недвижимости специальной отметки, то есть его действие не будет распространяться на такие популярные цифровые проекты, как электронная ипотека.

Подкатегории

Страница 5 из 63