Управление Росреестра по Челябинской области в очередной раз напоминает южноуральцам, как забрать невостребованные документы на недвижимость из МФЦ.

Это достаточно распространенный вопрос. Ведь получив государственную услугу, заявители не всегда забирают документы вовремя. Однако не стоит переживать, если они вдруг понадобятся – все неполученные заявителями документы хранятся в архивах Росреестра и забрать их не составит труда. Как это сделать, читайте в этом материале.

Получив государственную услугу, заявители не всегда забирают документы вовремя. Однако не стоит переживать, если они вдруг понадобятся – все неполученные заявителями документы хранятся в архивах Росреестра и забрать их не составит труда. Как это сделать, читайте в нашем материале.

Сколько хранятся документы в офисах МФЦ?

Готовые к выдаче документы хранятся в офисах МФЦ 45 календарных дней (согласно ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости»).

Куда МФЦ передает невостребованные документы на недвижимость?

Если в течение указанного времени заявитель или его законный представитель не забирают документы, то их передают на хранение в филиалы Федеральной кадастровой палаты Росреестра (далее – ФКП Росреестра).

Объем документации, поступающей в архив, не ограничен. Их можно запросить в любое удобное время.

Как узнать местонахождение документов?

Информацию о месте хранения документов, способах и сроках
их получения можно узнать, обратившись в один из 
ФКП Росреестра
или позвонив в Ведомственный центр телефонного обслуживания Росреестра: 8 (800) 100-34-34 (бесплатный круглосуточный номер для всех регионов России).

Запросить документы можно также в офисах МФЦ, но получить их возможно только в филиалах ФКП Росреестра.

Где получить документы?

В филиалах ФКП Росреестра невостребованные документы можно получить несколькими способами:

  • по месту хранения документов (в день обращения);
  • независимо от места хранения документов, в том числе по экстерриториальному принципу (заявитель получит уведомление о доставке документов);
  • курьерской доставкой (на платной основе).

Выбрать способ доставки документов можно в момент подачи заявления, сделав отметку в блоке «Способ получения документов». Образцы заявлений можно найти на сайте Росреестра или ФКП Росреестра в разделе «Банк документов».

Какие документы необходимо предъявить для получения невостребованных документов?

Для получения услуги необходимо заполнить заявление о возврате невостребованных документов и предъявить документ, удостоверяющий личность. Если документы получает представитель заявителя, необходимо предоставить нотариально удостоверенную доверенность, содержащую соответствующие полномочия.

Сколько стоит получить невостребованные документы?

Вовремя неполученные документы выдаются в филиалах ФКП Росреестра бесплатно. При заказе документов курьером заявитель должен оплатить услуги доставки.

Стоимость доставки документов для каждого региона утверждена приказом Росреестра от 26.11.2021 № П/0545. Услуга для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, а также инвалидов первой и второй групп предоставляется бесплатно.

 

Управление Росреестра по Челябинской области напоминает южноуральцам, что подать документы на государственный кадастровый учет и регистрацию прав на объекты недвижимого имущества за них могут кадастровые инженеры.

В связи с изменениями*, произошедшими в законодательстве в 2021 году, кадастровые инженеры могут самостоятельно подавать документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ, в орган регистрации прав в электронном виде. Например, для оформления прав собственности на садовый домик или при уточнении границ участка гражданину даже не потребуется лично посещать МФЦ. Однако есть условие, которое необходимо соблюдать, это прописывать такую возможность в договоре.

Наделение кадастрового инженера конкретными полномочиями по подаче заявления и документов для осуществления учетно-регистрационных действий без доверенности должны быть в обязательном порядке прописаны в договоре подряда, который заключается при проведении кадастровых работ.

«При отсутствии указанной информации в договоре кадастровый инженер может представлять интересы собственника только на основании нотариально удостоверенной доверенности», – отмечает заместитель председателя Общественного совета при Управлении Росреестра по Челябинской области, директор Центра экспертизы и управления недвижимым имуществом Евгений Усцелёмов.

«Возможностью подачи документов в Росреестр без доверенности активно пользуются кадастровые инженеры Южного Урала, – комментирует заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Ольга Юрченко. - Расширение их функционала в этой части направлено на улучшение качества оказания государственных услуг Росреестра. При этом упрощается процесс оформления недвижимости, заявители освобождаются от дополнительных временных затрат».

* Частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлены случаи, при которых кадастровый инженер вправе представлять без доверенности документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ, в орган регистрации прав в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

 

Управление Росреестра по Челябинской области напоминает, что благодаря действующему законодательству граждане могут не выезжая за пределы своего региона оформить права на недвижимость или запросить сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Для этого необходимо обратиться в МФЦ, работающие по всей стране.

Такой принцип подачи документов называется экстерриториальным и, как показывает статистика, он довольно востребован у южноуральцев. Это не удивительно, ведь в основе экстерриториального получения государственных услуг Росреестра лежит возможность обращения за постановкой на кадастровый учет и (или) регистрацией прав на недвижимое имущество в удобный офис приема-выдачи документов МФЦ безотносительно к месту расположения самого объекта недвижимости. Например, жителям Челябинска не потребуется специально ехать в Санкт-Петербург для оформления в собственность приобретаемой там квартиры.

За 2021 год почти 53 тысячи заявлений о кадастровом учете и регистрации прав на недвижимое имущество подали южноуральцы по экстерриториальному принципу. В первом квартале 2022 года было принято более 10,5 тысяч таких заявлений. Это касается недвижимости, расположенной в других субъектах Российской Федерации, но заявление об учете которой граждане подали экстерриториально, не покидая пределы нашей области.

Кроме того, в прошлом году из других регионов Российской Федерации в отношении недвижимости, находящейся на территории Челябинской области, в Управление Росреестра поступило 5 тысяч заявлений по экстерриториальному принципу, а за 1 квартал 2022 года – более 1 тысячи заявлений.

Получить услугу можно обратившись в офис Кадастровой палаты по Челябинской области, расположенный в г. Челябинске по адресу: ул. Шоссе Металлургов, 35 Б, или в любой МФЦ Южного Урала. Достаточно записаться на прием, представить необходимый пакет документов, и уже через несколько дней получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах.

 

В рамках рубрики «Изменения законодательства» Управление Росреестра по Челябинской области сообщает, что с 29 июня 2022 года вступают в силу поправки, которыми актуализированы формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и порядок их заполнения (приказ Росреестра от 31.03.2022 № П/0115).

Росреестром издан приказ в части удостоверения государственной регистрации сделок, ограничений прав и обременений объекта недвижимости выпиской из ЕГРН.

Кроме того, предусмотрена возможность получения сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника, оставшихся без попечения родителей. Такая информация необходима для защиты прав этих лиц при продаже недвижимости.

Отметим, что поправки внесены с целью реализации Федерального закона от 30.12.2021 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Управление Росреестра по Челябинской области отмечает, что арбитражные управляющие, осуществляющие процедуры банкротства, в своей деятельности активно используют информацию из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

По закону арбитражный управляющий может запросить сведения из ЕГРН абсолютно бесплатно, но только лишь те, которые необходимы для осуществления полномочий в деле о банкротстве, и непосредственно по объектам, принадлежащим должнику. Сведения предоставляются арбитражным управляющим, либо лицам, получившим от них доверенность. Кстати, управляющим следует выбирать электронный способ при запросе информации об объектах недвижимого имущества.

По информации Кадастровой палаты по Челябинской области, за 4 месяца 2022 года в от арбитражных управляющих поступило более 3 тыс. запросов о предоставлении сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В аналогичном периоде 2021 года их было значительно больше – около 4,3 тыс. Однако это не показатель снижения спроса, считают в учреждении, окончательную картину покажут итоги года. Так, к примеру, в 2021 году арбитражные управляющие направили более 8,7 тыс. запросов.

Порядок предоставления сведений ЕГРН профессиональным сообществам, в частности, арбитражным управляющим, имеет ряд особенностей, которые обязательно нужно учитывать при подаче запросов в учреждение. Управление Росреестра и Кадастровая палата по Челябинской области на постоянной основе взаимодействуют с саморегулируемыми организациями (СРО) арбитражных управляющих, в том числе и через информационно-разъяснительные материалы. Ежеквартально в адрес руководителей СРО направляются разъяснительные письма с указанием порядка предоставления сведений, а также с перечнем специалистов, допускающих ошибки в оформлении запросов. Всё это положительно сказывается на качестве получаемых документов, и, соответственно на качестве предоставления услуг Росреестра в целом.

Подробнее о порядке предоставления сведений ЕГРН арбитражным управляющим рассказывают в Кадастровой палаты по Челябинской области.

«Есть определённый порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, арбитражным управляющим, он регламентирован законом о регистрации недвижимости и приказом Росреестра от 8 апреля 2021 года № П/0149, – отмечает начальник отдела подготовки сведений региональной Кадастровой палаты Юлия Юмасултанова, – Этот порядок обязателен к исполнению, запросов много, и очень жалко выносить отказы по тем запросам, которые подготовлены с ошибками. Это влияет и на качество оказываемых нами услуг, и на скорость получения информации арбитражными управляющими, а ведь порой эти сведения нужно получить оперативно».

По закону арбитражный управляющий может запросить сведения ЕГРН абсолютно бесплатно, но только лишь те, которые необходимы для осуществления полномочий в деле о банкротстве, и непосредственно по объектам, принадлежащим должнику. Сведения предоставляются арбитражным управляющим, либо лицам, получившим от них доверенность.

«Нужно понимать, что сведения об имуществе близких родственников (супругов, детей, родителей) должника мы предоставить не можем, это противоречит нормам закона о регистрации прав, – продолжает Юлия Юмасултанова. –Арбитражные управляющие могут запросить сведения в отдельности на каждый объект, принадлежащий (принадлежавший) должнику, обобщённые сведения о правах конкретного лица, дело которого находится в производстве у специалиста. Также мы можем предоставить копии документов, на основании которых сведения об объекте внесены в ЕГРН».

При направлении запроса о предоставлении сведений ЕГРН арбитражный управляющий должен собственноручно подписать его, а в случаях, если запросы направляются в электронном виде, использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. К запросу обязательно нужно приложить копию вступившего в законную силу определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего. Электронные копии, в случае электронного запроса, должны быть заверены электронной подписью лица, подписавшего документ.

«Запросы можно направить любым удобным способом, – отмечает Юлия Раисовна, – при личном обращении в МФЦ, почтовым отправлением либо в электронной форме на официальном сайте Росреестра (rosreestr.gov.ru). В ответ на запрос через сайт Росреестра придёт электронный документ, заверенный электронной подписью уполномоченного должностного лица. Он будет иметь такую же юридическую силу, как и бумажный. Но в этом случае можно значительно сэкономить время, а также получить возможность отслеживать все этапы прохождения запроса».

Подкатегории

Страница 3 из 14