Челябинский Росреестр – об ошибках в реестре недвижимости и их исправлении

 

Обращения по поводу ошибок в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), нередки в практике Управления. Давайте разберемся, какие именно встречаются ошибки, ведь от этого зависит и способ их исправления.

Первый вид ошибок – технические. К ним относятся описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки, которые привели к расхождению сведений, содержащихся в ЕГРН, с данными, имеющимися в правоустанавливающих документах. Обычно такие ошибки выявляются и устраняются регистраторами в процессе обычной рабочей деятельности. Но бывает, что и заявитель обнаруживает какое-то несовпадение сведений при получении выписки из ЕГРН. В этом случае необходимо сообщить в Управление о такой ошибке. Обнаружив техническую ошибку либо получив информацию о ней от любого заинтересованного лица, специалисты Управления устраняют ошибку в течение трех рабочих дней с момента поступления соответствующей информации.

Второй вид ошибок – реестровые. Назовем их условно «более серьезными». К ним относят ошибки, которые воспроизводятся в ЕГРН из-за каких-либо неверных сведений, содержащихся в документах, представленных в орган регистрации иными лицами. Это, к примеру, ошибки, допускаемые кадастровыми инженерами в межевом или техническом плане земельного участка – таких случаев подавляющее большинство. Процедура исправления реестровой ошибки более сложна, поскольку для этого мало обнаружить саму ошибку, нужно получить еще и верные сведения, позволяющие осуществить исправление. Обратиться за таким исправлением может уже не любое заинтересованное лицо (как в случае с техошибкой), а только собственники и те, кто владеет землей на законных основаниях сроком более 5 лет. Реестровые ошибки подлежат исправлению в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, свидетельствующих о наличии ошибки и содержащих необходимые для исправления сведения. Примером может служить ситуация, когда смежные земельные участки, оформленные в разное время, «наложились» друг на друга. В этом случае исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков осуществляется в соответствии с межевым планом, подготовленным в связи с необходимостью исправления. Кадастровый инженер в своем заключении должен указать причину возникновения реестровой ошибки и основание для ее исправления в каждом конкретном случае (т.е. какие имеются документы, подтверждающие ошибку в границах и правильное расположение границ земельного участка).

Если говорить о статистике, то за 2019, 2020 и минувшую часть 2021 года Управлением было принято 81 решение о необходимости исправления реестровых ошибок в границах земельных участков, расположенных на территории Челябинска, Сосновского и Красноармейского муниципальных районов.

В заключение необходимо отметить, что исправление любых ошибок осуществляется только в случае, если это не влечет за собой прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если такое исправление может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

 

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области информирует южноуральцев о реализации федерального закона, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости будут внесены сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимого имущества.

29 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это действительно важный для граждан и органов местного самоуправления нормативно-правовой акт, поскольку он закрепляет возможность внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости при отсутствии заявлений от правообладателей таких объектов. Ведь в рамках действующего законодательства постановка на кадастровый учет и регистрация прав на объекты недвижимости носят исключительно заявительный характер. Однако с целью наведения порядка в сфере недвижимости и землепользования сведения о ранее учтенных объектах недвижимости необходимо внести в ЕГРН.

Какие же объекты относятся к ранее учтенным?

Это объекты недвижимого имущества, в отношении которых органами технической инвентаризации был осуществлен технический/государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Кроме того, к ранее учтенным относятся объекты, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31.01.1998), - это так называемые «ранее возникшие права». После указанной даты на территории нашей страны начала действовать единая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество, когда права конкретных лиц на объекты недвижимости признаются возникшими только после внесения в единый реестр недвижимости сведений о регистрации таких прав (за исключением случаев, установленных законодательством - наследование, выплата паевого взноса и др.). При этом права собственности на объекты недвижимого имущества были и до 1998 года, но тогда единой системы записей о правах не существовало. Разрозненная информация об имущественных правах имелась в местных органах исполнительной власти, в организациях технической инвентаризации (БТИ), комитетах по земельным ресурсам и др. Сведения как раз об этих правах и необходимо сейчас привести в «одну систему координат», собрать в единой базе данных, актуализировав имеющийся реестр недвижимости.

Как это будет работать?

Принятый Федеральный закон № 518-ФЗ предусматривает наделение органов местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и устанавливает общий порядок этой деятельности. Так, уполномоченные органы в рамках предусмотренных законом мероприятий:

- будут осуществлять анализ находящихся в их распоряжении документов и содержащихся в них сведений о правообладателях ранее учтенных объектов;

- направлять запросы в органы государственной власти, нотариусам и иным организациям, имеющим необходимые сведения в отношении правообладателей;

- публиковать в средствах массовой информации, в том числе в сети «Интернет» сообщения с целью поиска владельцев недвижимости, размещать проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и направлять его лицу, выявленному в качестве правообладателя;

- и как результат направлять в орган регистрации прав соответствующие документы для внесения в реестр недвижимости сведений о правообладателе объекта.

Важно знать!

Любое заинтересованное лицо, выявленное в качестве правообладателя, может оспорить результаты такой процедуры, представив возражение в орган власти, уполномоченный на выявление правообладателей. В таком случае решение о выявлении правообладателя не будет принято, а спор по этому поводу будет решаться в судебном порядке.

В отношении ранее учтенных объектов (зданий, сооружений или незавершенных строительством объектов), о которых имеются сведения в ЕГРН, но права не зарегистрированы, в случае, если такие объекты прекратили существование в связи с разрушением или сносом, уполномоченный орган будет обязан до обращения в орган регистрации уведомить лицо, выявленное в качестве правообладателя. Для снятия с учета таких объектов недвижимости уполномоченному органу достаточно будет представить акт осмотра объекта.

Предупреждая опасения читателей, отметим, что законом не предполагается «отнимать» собственность у законных правообладателей. Важно понимать, что «внесение сведений о выявленном правообладателе объекта» и «государственная регистрация права конкретного лица на объект недвижимости» - понятия не идентичные. Наличие в ЕГРН информации (назовем ее условно справочной) о выявленном правообладателе не заменит государственную регистрацию прав на ранее учтенный объект. В случае обращения правообладателя с заявлением и правоустанавливающими документами такие справочные сведения будут прекращены в ЕГРН одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на ранее учтенный объект.

О неоспоримых плюсах для правообладателей

Конечно, наиболее безопасным способом защиты прав для владельцев недвижимости остается именно государственная регистрация таких прав в ЕГРН. При этом Федеральным законом устанавливается также нововведение об обязательности проведения процедуры внесения сведений о ранее учтенном объекте и одновременно государственной регистрации прав на такие объекты в случае обращения в орган регистрации непосредственно правообладателя объекта. С января текущего года законодателем отменена государственная пошлина за регистрацию ранее возникших прав на объекты недвижимости, в связи с чем госрегистрация для правообладателей будет бесплатной.

Что станет итогом реализации федерального закона?

Федеральный закон будет способствовать наполнению Единого государственного реестра недвижимости актуальными и достоверными сведениями о правообладателях ранее учтенных объектов, повышению степени защиты ранее возникших прав, принадлежащих таким лицам. Реализация Федерального закона позволит актуализировать реестр недвижимости, что будет способствовать более точному учету правообладателей объектов недвижимости и позволит обеспечить эффективность сделок с недвижимостью.

 

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области рекомендует заявителям при получении государственных услуг по регистрации прав и кадастровому учету недвижимости внести в реестр недвижимости сведения о Страховом номере индивидуального лицевого счёта.

При обращении за государственной регистрацией прав и кадастровым учетом объектов, в том числе и через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, Управление Росреестра по Челябинской области советует своим заявителям наряду с пакетом других необходимых документов брать с собой и Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). Ведь важной особенностью этого документа является присвоение уникального номера. Со временем у человека могут изменяться личные данные – фамилия, номер паспорта, место регистрации по месту жительства, а СНИЛС присваивается Пенсионным фондом РФ лишь единожды и не меняется на протяжении всей жизни. Наличие информации о СНИЛС в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) помогает оперативно и безошибочно получать государственные услуги Росреестра, ведь данный страховой номер используется при государственной регистрации прав на недвижимое имущество в качестве идентификации гражданина.

Например, в некоторых случаях при проведении государственным регистратором правовой экспертизы документов, поступивших на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, возникает необходимость получения дополнительной информации от государственных и муниципальных органов путем направления межведомственных запросов. Ответы на них направляются в орган регистрации прав в рамках электронного взаимодействия, но, не зная номера СНИЛС заявителя, получить уточняющие данные бывает проблематично.

Кроме того, важен СНИСЛ и при заказе выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о правах отдельного лица на имевшиеся и имеющиеся у него объекты недвижимости, расположенные на территории Российской Федерации. Наличие в ЕГРН информации о СНИЛС в этом случае исключит отражение в выписке объектов недвижимости, принадлежащих полным тёзкам - другим лицам с такой же фамилией, именем, отчеством и датой рождения. (!)

И, что немаловажно, наличие СНИЛС дает возможность гражданам получать услуги в электронном виде, а также значительно расширяет диапазон использования портала https://www.gosuslugi.ru, на котором также предоставляются услуги Росреестра.

 

Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области Ольга Смирных выступила с докладом на совещании с главами муниципальных образований и членами регионального правительства под председательством Губернатора Челябинской области Алексея Текслера.

Предметом для обсуждения стали принятые недавно законы о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости* и о «гаражной амнистии»**. Первый из названных федеральных законов вступает в силу уже в следующем месяце – 29.06.2021, а значит начнется активная работа по наполнению реестра недвижимости сведениями о правообладателях ранее учтенных объектов. Работа эта будет вестись в тесном взаимодействии муниципалитетов, регионального Росреестра и областного Правительства в лице Минимущества Челябинской области. Процедура, вводимая новым законом, позволит установить правообладателей конкретных объектов и, при отсутствии возражений с их стороны, внести эти сведения в ЕГРН.

Второй принятый закон начнет действовать с 1 сентября 2021 года – это давно ожидаемый федеральный закон о «гаражной амнистии». По аналогии с другими видами «амнистий» (дачной, лесной) суть ее сводится к упрощенному порядку регистрации прав на объекты гаражного назначения и приобретения прав на землю под ними. Как показывает статистика Управления Росреестра по Челябинской области вопрос о легализации гаражей – достаточно наболевший. Многие граждане хотели бы оформить свои права на гаражи, но при ныне действующем порядке это зачастую не представлялось возможным – документы, подтверждающие права конкретного лица, либо отсутствовали, либо их было недостаточно. С осени текущего года ожидается значительное повышение числа обращений в рамках «гаражной амнистии» в связи с упрощением процесса оформления прав на гаражи, а также на земельные участки под ними.

Как отметила руководитель Управления Ольга Смирных, работа по внесению в реестр недвижимости сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, а также об объектах гаражного назначения – это очередной шаг к наполнению ЕГРН точными и верными сведениями, что будет способствовать прозрачности рынка недвижимости и, безусловно, повысит степень защищенности 

3 июня 2021 года в ходе совещания Управление Росреестра по Челябинской области и арбитражные управляющие региона обсудили вопросы организации электронного взаимодействия при предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В целях повышения качества предоставляемых государственных услуг Росреестра Управление инициирует проведение обучающих и разъясняющих мероприятий для профессиональных участников, работающих в сфере недвижимости. Они проходят также и для арбитражных управляющих, осуществляющих свою деятельность в рамках процедуры банкротства. Ведь для этого им зачастую необходимо получение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Управление Росреестра отмечает, что в рамках арбитражного управления актуальную информацию из реестра недвижимости следует запрашивать в электронном виде. Однако в настоящее время имеют место единичные случаи обращений арбитражных управляющих за предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде копии документа посредством их личного обращения в многофункциональный центр. Именно с целью повторного разъяснения вопросов о порядке электронного взаимодействия арбитражных управляющих с региональным Росреестром и было инициировано вчерашнее совещание по видео-конференц-связи (ВКС) с представителями саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Открыла мероприятие заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Ольга Юрченко. Она поприветствовала участников ВКС и подчеркнула, что действующее законодательство предусматривает возможность получения сведений из реестра недвижимости при помощи электронных сервисов портала Росреестра (https://rosreestr.gov.ru). Главными преимуществами данного способа являются экономия времени, исключение влияния человеческого фактора, возможность отслеживать этапы работы с поданным запросом в режиме online и другие.

Далее прозвучал доклад начальника отдела ведения ЕГРН Управления Росреестра Ксении Дурновой на тему «Порядок выдачи информации из реестра недвижимости в электронном виде по полномочиям Росреестра». После чего о предоставлении информации из ЕГРН в рамках исполнения полномочий Кадастровой палаты рассказала начальник отдела подготовки сведений Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области Юлия Юмасултанова.

Подкатегории

Страница 19 из 22